Развод: семь раз отмерь

Развод: семь раз отмерь

Не секрет, что еще совсем недавно разводы в Ирландии были запрещены. И хотя эта юридическая процедура была официально признана в середине 90-х гг., большинство ирландцев по-прежнему к разводам относятся очень отрицательно. Непопулярно это явление и в католической Польше, где разводы также практикуются, но разведенные супруги отнюдь не стремятся оповестить о произошедшем коллег и знакомых. Такова сила традиции. И не только традиции католической.

Если вы спросите православного священника о том, какова позиция Православной Церкви по этому вопросу, то он вам ответит, что Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: «Не прелюбодействуй». А также процитирует первоверховного апостола Павла: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей». (1 Кор., 7-10, 11). В православии поводом к разводу может служить только супружеская измена, либо «смерть духовная» одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться.

Мало кто знает, что по канонам православия браковенчание можно совершать до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой держат венцы, символизирующие небесные короны, то второе венчание — не торжественное, и молитвы при этом читаются покаянные, во искупление греха. И разрешение на него дается не иначе, как самим правящим архиереем. А если тот не благословит, то священник венчать не имеет права. Но все же, если человек не может совладать с плотью и она требует своего, то лучше совершить повторное венчание, чем жить в открытом блуде и продолжать грешить.

Католицизм, как вы уже поняли, яростно выступает против разводов и утверждает, что само это явление лишено смысла, так как против неверности лекарства нет. Однако брак может быть аннулирован в случае нарушения правил вступления в него, например, при слишком близком родстве между супругами, двоеженстве и т. д. Супруги-католики могут «вспомнить», что 10 лет тому назад они обвенчались не по правилам, и попросить аннулировать брак. При этом, где бы они ни жили, вопрос решается только в Риме.

В большинстве католических стран вопросы о разводе регулируются светским, а не церковным законодательством, но церковь не венчает разведенных. В Италии развод разрешен лишь с 1971 года, в Испании — с 1982 года, в нашей с вами Ирландии — с 1995 года, а в ряде стран Латинской Америки он запрещен до сих пор.

Одной из самых либеральных религий в этом вопросе является протестантизм, который подчиняет церковь государству (в Англии, Дании, Швеции, Норвегии и ряде других стран). Законы о разводе в некоторых из этих стран были приняты еще в XVIII веке, намного раньше, чем там, где сильны позиции католической церкви. Они носят более гибкий характер, чем у католиков и православных, хотя и далеко не одинаковы в разных странах.
В наши дни наиболее либеральный закон о разводе действует в Швеции, где при обоюдном согласии на развод супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, брак расторгается немедленно. Если кто-то из них возражает или если есть дети, то дается отсрочка на полгода. Если супруги не помирятся, развод дается автоматически, а его причина не выясняется, это считается вмешательством в частную жизнь.

Относительно единодушны в вопросах брака и развода и представители менее традиционных христианских общин. Моя знакомая распространительница духовной литературы «Свидетелей Иеговы» говорит примерно следующее: «Двух людей сводит Бог. Во многих местах Священного Писания говорится о недопустимости разводов. Ведь они приводят к блуду, к прелюбодеяниям, а это — нарушение одной из десяти важнейших заповедей Божьих»… «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Так сказано в Евангелии от Матфея (Матф., 19- 9). Однако если человек открыто блудит, уходит из семьи и живет с другой или другим, то это, конечно, повод для развода.

Очень избирателен в этом вопросе ислам, где расторжение брака считается канонически действительным при выполнении следующих условий:

- грубом, неуважительном отношении жены к мужу или его родственникам, недопустимым вольностям и аморальном поведении в общении с посторонними мужчинами. При этом под «аморальным поведением» понимаются, как вы догадываетесь, и гораздо менее значительные проступки с европейской точки зрения;

- развод должен осуществляться в «чистый период», когда супруги не имели интимных отношений.

Если муж произносит фразу: «Да будет свидетелем Аллах, что ты мне не жена», жена сохраняет право на имущество, полученное ей от мужа. Муж обязан содержать ее в течение установленного для женщин срока воздержания от нового брака (у разных народов от 4 до 20 недель), не считая алиментов на детей, которые он платит и позже. В течение этого срока супруги могут возобновить свой брак, но при одном условии: если муж трижды произнес эту фразу в присутствии свидетелей, он может вернуть жену лишь после того, как она побывает замужем за другим. Для этого муж нанимает подставного супруга (и не может быть уверен, что тот возвратит ему жену). С особой строгостью к разводу подходили иудеи. Книга Второзакония разрешает мужу написать жене разводное письмо, причем согласия жены до XI века не требовалось. Впоследствии когда жена была против, раввины разрешали развод лишь в случае ее измены, бесплодия, безумия или других серьезных провинностей или болезней, но в случае, если она просто надоедала мужу, он мог только жить отдельно, выплачивая ей содержание. При тяжких прегрешениях либо заболеваниях мужа раввины по просьбе жены заставляли его дать ей развод.

Уже в средние века сами по себе ссоры между супругами считались причиной для развода, но для этого ссориться надо было часто и публично. В Израиле дела о разводе рассматриваются раввинскими судами, развестись по обоюдному согласию не очень трудно, но это гораздо сложнее, если жена против, и еще тяжелее, когда возражает муж. Однако если суд признает, что у жены есть основания для развода, упрямца могут даже посадить в тюрьму.
Буддизм представляет собой одну из редчайших мировых религий, утверждающих, что развод дело светское, а не религиозное. Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением между людьми, а не духовным или религиозным союзом. Поэтому в буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским актом, не имеющим отношения к духовному миру. Нет и религиозных текстов соответствующего содержания, за исключением некоторых указаний Будды о том, как должна вести себя семейная пара.

Во многих неарабских африканских странах законы о разводе больше основаны на местных верованиях и обычаях, чем на Библии или Коране, они сложились еще до прихода в эти страны христианских и мусульманских миссионеров. Основанием для развода считаются отказ от интимных отношений с мужем или женой в течение долгого времени, систематическое уклонение мужа от содержания семьи или жены, от работ по хозяйству, продолжительная отлучка из дома одного из супругов без разрешения другого, постоянное пропивание или проигрывание в карты хозяйственной собственности, неуважение одного из супругов к родителям другого.

Пикантный момент: длительная внебрачная связь жены считается причиной для развода почти у всех племен, но «разовая» ее измена — лишь у некоторых. При этом законы многих народов признают неверность мужа основанием для развода лишь тогда, когда он заразил жену «урной болезнью или бросил ее и ушел жить к другой».
У некоторых племен, признающих многоженство, бесплодие жены служит основанием не для развода, а для того, чтобы взять вторую жену. Когда виновным в бездетности считается муж, жена может требовать развода, если он не предложил ей «помощника» из своих друзей. Бывает, что мужья требуют развода, если жены отказываются от «помощи». Причиной для развода признается и колдовство с целью навести порчу на супруга.

Очень серьезно относится к браку индуизм. В Индии и сегодня женщина ограничена в выборе партнера. Браки заключаются традиционно родителями. Заключению брачного союза предшествуют годы выбора супруга; этот процесс требует мудрости двух семей, старейшины общины, религиозных лидеров. Сначала обязательно составляется астрологический прогноз совместимости будущих супругов. Целью брака в понятии индуистов являются дети, поэтому разрешено иметь несколько жен. Единственным поводом к разводу со стороны жены является импотенция мужа, однако и это на практике к разводу не приводит, а заменяется усыновлением или «нийогой», то есть поручением для жены родить мужу наследника от сородича. Брак здесь становится пожизненным соглашением, развод не предусмотрен. Более того, не допускается вторичное замужество вдов, даже если они еще молоды.

Ранее в Индии был широко распространен жуткий обряд «Сати» с добровольным самосожжением жены на погребальном костре умершего супруга. Жена, решившаяся на это, считалась «Сати» («доброй», «хорошей») и после смерти, как считалось, становилась богиней. Но этот обряд к всеобщему облегчению был запрещен английскими колониальными властями как жестокий и варварский еще в XIX веке.

Если вы кришнаит, то будьте особенно бдительны при выборе спутницы жизни: развод может серьезно испортить вам карму на много-много реинкарнаций вперед. Вандана Дэви Даси, член международного общества «Сознание Кришны», город Краматорск, считает: «Разводы недопустимы, ибо нарушают закон Вселенной. Мы получаем себе пару по карме, все хорошее — за хорошие поступки в прошлом, плохое — за плохие. Если вы разводитесь, вы нарушаете карму, пытаясь что-то изменить, но ее вам все равно придется отработать, в следующей жизни вы встретитесь с той же душой… Это испытание дается нам для выработки духовных качеств — терпения, смирения и милосердия. Будьте дружелюбны, терпеливы и снисходительны, ибо забота друг о друге и о детях — это главная миссия, ради которой мы посылаемся в мир в этих воплощениях. Пытайтесь лучше познать друг друга и вместе — познать Бога. Люди не удовлетворены друг другом лишь до тех пор, пока живут материальным миром и не осознают себя духовными существами».

Как видим, в законах разных религий нет привычных нам фраз: «не сошлись характерами», «сексуальная неудовлетворенность», «любовь прошла», «я ухожу от жены, потому что полюбил другую женщину», «кризис среднего возраста», «я третий год в Ирландии, а она в Литве с детьми» и тому подобных. Такие основания отвергаются любой религией как легковесные и незначительные. Но если у вас есть действительно весомый повод для развода и если вы осознаете все его последствия, то получить его — ваше право в том числе, как человека верующего. И все же даже в этом случае не рубите с плеча. Как говорят кришнаиты, не надо портить себе карму…