Ирландия: осознанность вместо безумия

Ирландия: осознанность вместо безумия

Осознанность – понятие, распространенное в восточных практиках, особенно в буддизме. Осознание реальности и себя самого в этой реальности – вот что ведет к просветлению, освобождению от иллюзий и заблуждений. Человек, ставший осознанным, адекватно воспринимает окружающий мир, что позволяет ему принимать правильные решения. Это также синоним внимательности, ограждающей людей от неразумных действий тела, речи и ума. Ирландия является страной, которая абсолютно осознанно относится к своему имперскому наследию в виде английского языка. Несмотря на длинную историю кровавого противостояния с Великобританией, ирландцы прекрасно отдают себе отчет в том, что некоторые вещи не изменить. А именно – глубокое взаимопроникновение ирландской и британской культуры.

ДРЕВНИЕ КОРНИ

Вряд ли бы ирландская нация вела бы себя соответствующим образом, если бы не её собственное богатейшее культурное и историческое наследие. Ещё задолго до римского завоевания (43 год н.э.) южной части острова здесь была довольно развитая локальная цивилизация, уходящая корнями к доисторическому периоду. Ярчайшим памятником этой древней цивилизации можно по праву назвать знаменитый Стоунхендж, построенный примерно за 2500 тысячи лет до нашей эры. По одной из самых знаменитых версий, Стоунхендж – святилище кельтского жречества (друидов). Сама же постройка использовалась для древних ритуалов, а также была тесно связана с астрономией (некоторые величают её даже древнейшей обсерваторией). Считается, что кельты начали господствовать на островах с так называемого доримского железного века – c 750 года до н. э. вплоть до пришествия римлян (начало римского железного века). Археологи называют эту удивительную цивилизацию культурой Островных кельтов, которая включает в себя бриттов острова Британия и гэлов острова Ирландия.

Таким образом, ирландцы являются потомками коренного населения Британских островов, населявшего их с незапамятных времен, тогда как доминирующие сейчас на них англосаксы происходят от германских завоевателей. Последние начали проникать на острова ещё во времена римского владычества. Однако масштабное вторжение начало происходить примерно в V-VI веках нашей эры, когда такие германские племена, как англы, саксы, юты и фризы, в поисках земли обетованной для своих народов положили глаз на эти туманные и живописные земли.

Легендарный Король Артур, о котором сложено столько поэм, написано столько книг, которого почитают героем всей Великобритании, являлся королем кельтского племени бриттов. И злейшими его врагами были именно германские саксы, вторгнувшиеся на острова. Это показывает, насколько же древней является история противостояния между здешними кельтами и германцами. При этом ни тем, ни другим это не мешает считать Артура своим героем. Для кельтов (особенно для валлийцев) это, безусловно, храбрый вождь, пытавшийся защитить самостоятельность кельтской культуры, образа жизни от посягнувших захватчиков. Для англосаксов Артур – один из первых мифических (наверняка имевший реальный прообраз) королей, с которым и по сей день связывают богатые монархические традиции Великобритании. Царствующие особы Англии и всей Европы почитали Артура как идеального и благочестивого правителя, храброго защитника своего народа и своей земли. В крестовых походах многие европейские рыцари, подобно рыцарям Круглого стола, проводили время в бесплодных поисках заветной реликвии – Священного Грааля. Император Священной Римской империи Максимилиан I считал основателем династии Габсбургов именно Артура. Можно говорить о колоссальном влиянии этого кельтско-германского эпоса на всю европейскую цивилизацию.

Общество Ирландии достаточно консервативно и религиозно. Не стоит и напоминать, что противостояние между ирландцами-католиками и англичанами-протестантами носило не только этнический, но и конфессиональный характер. Католическое христианство для ирландцев – важная часть собственной идентичности. День святого Патрика, с размахом отмечаемый 17 марта, – главный национальный праздник Ирландии. Наш главный праздник – Новый год – вряд ли идет в какое-то сравнение с ним. Ведь 17 марта в зеленые цвета окрашивается почти весь англоязычный мир, где проживают большие ирландские диаспоры. Особенно это касается США: там живут около 40 миллионов людей с ирландскими корнями. В XXI веке этот праздник давно стал интернациональным, так что некоторые поклонники ирландской культуры отмечают его даже в России.

Как нетрудно догадаться, христианизация Ирландии произошла именно благодаря святому Патрику в V веке. Отсюда такое его почитание как национального героя. Считается, что покровитель Зеленого острова произвел тысячи крещений, основал сотни церквей. Он боролся с идолами и язычниками, за что ему порой приходилось платить своей свободой и рисковать жизнью. Проповедь же христианства великий святой пытался сделать как можно более простой и понятной для каждого человека. Так, по легенде, смысл Святой Троицы проповедник объяснял на примере трилистника: «Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах». Именно с этим связывают тот факт, что трилистник стал настоящим символом Ирландии и главного праздника всех ирландцев. Подробнее о деятельности святого Патрика можно почитать в его собственной исповеди.

Влияние католической церкви на жизнь ирландского общества огромно. Ирландия считается одной из самых религиозных стран Европы. Хотя определенная «модернизация» морали за эти годы произошла. Так, например, в ноябре 1995 года прошел референдум по вопросу изменения Конституции, а именно 41 статьи, запрещавшей разводы. Победили сторонники разводов, однако с большим скрипом: «да» высказали 50,28%. Характерно, что в 1986 году прошел подобный референдум, где противники разводов победили с существенным отрывом. Ещё одной заметной чертой Ирландии является почти тотальный запрет абортов, за исключением лишь случаев, когда беременность опасна для жизни матери. Женщина, попытавшаяся сделать самоличный аборт, подлежит пожизненному заключению. Причем наказанию подлежат даже те, кто просто предоставлял ей требуемые яды, инструменты, фармацевтические средства. Их суровая ирландская Фемида наказывает сроком до 5 лет. Незаконный оборот абортального материала преследуется почти так же сурово, как оборот наркотиков. Законодательной базой для запрета является 8-я поправка к Конституции Ирландии, принятая по результатам референдума 1983 года. Она закрепляет право на жизнь для ещё не рожденного эмбриона. Таким образом, Ирландия является одной из немногих европейских стран, где человек становится гражданином страны сразу после зачатия и, следовательно, подлежит государственной защите.

Возможно, благодаря тому, что аборт здесь сделать весьма проблематично, Ирландия остается в ЕС страной с наивысшим уровнем рождаемости: в среднем более 2-х детей на женщину. Это также сближает её с довольно неплохими показателями Исландии. В Ирландии наблюдается существенный естественный прирост на уровне 0,5%. Стоит отметить, что ирландцы также очень активно размножаются и в Ольстере, британской части острова Ирландия, не в пример проживающим там англичанам. Графики показывают, что число католиков там постоянно растет (как в процентном, так и в количественном отношении). Вполне возможно, что это демографическое оружие ирландцы cмогут использовать в будущем для реализации давней мечты ИРА – объединения всего острова под властью ирландцев.

THE LANGUAGE OF SHAKESPEARE

Сказать, что английский язык в Ирландии занимает важные позиции, – значит ничего не сказать. Он здесь господствует. Что неудивительно, если посмотреть внимательней на историю этой страны. Покорение Ирландии англичанами обычно отсчитывают с XVI века, когда валлийская династия Тюдоров (заметьте, тоже кельты) начала кампанию по захвату Зеленого острова.  Английский порядок утвердился здесь в 1601 году, после знаковой победы королевских войск в битве при Кинсэйл. Примерно с этого времени началось широкое насаждение здесь английского языка и протестантизма. И хотя язык распространился хорошо, англиканство здесь не прижилось. Не стоит забывать, что значит для ирландцев католичество имени святого Патрика. Исключение составляет северная провинция Ольстер, где английские власти образовали колонию из поселенцев-протестантов.

Во время революционных процессов XVII века в Англии власть последней над островом ослабла. Оливер Кромвель был тем, кто железной рукой вернул контроль над Ирландией англичанам (1649-1653). Завоевание было очень жестким и сопровождалось геноцидом местного населения. По разным оценкам, ирландцы потеряли от 20 до 56%(!) своего населения. Для ирландского патриота сотни тысяч погибших в результате войн, массовой резни, голода и чумы до сих пор стоят перед глазами. Молящие о пощаде в предсмертной агонии ирландские дети и женщины. Растерзанные и повешенные на столбах католические священники. Сгоревшие святыни и храмы. Память об этом делает Кромвеля образцовым примером британского захватчика и до сих пор вызывает праведную ярость у ирландцев.

По ходу того, как Британская империя становилась все более могущественной, контроль над Ирландией последовательно укреплялся вместе с позицией местных англичан-протестантов. По сути, ирландцы стали людьми второго сорта. Католичество же было в глубоком загоне, тогда как для протестантов давались все преференции и были открыты все двери. Ирландский язык стал признаком деревенщины. Ирландцы не предали религию своих отцов, но им пришлось постепенно переходить на имперскую мову, чтобы суметь найти хоть какое-то место под солнцем в сложившихся условиях. Гэлик стал постепенно отмирать.

В 1801 году Ирландия теперь уже юридически стала частью Соединенного Королевства. Было введено всеобщее образование на английском языке, что также нанесло мощнейший удар по ирландскому. Число носителей стало резко сокращаться. Как реакция, во второй половине XIX века появилась Гэльская лига, основанная Дугласом Хайдом. Её задачами были популяризация и возрождение ирландского языка, культуры, помощь ирландским общественным деятелям, возвращение к корням.

После провозглашения независимости ирландские власти инициировали политику поддержки ирландского языка. Так, гэлик начал преподаваться в школах, появилось теле- и радиовещание на ирландском. Согласно Конституции Ирландии, ирландский и английский языки являются официальными языками республики. Но с той ремаркой, что ирландский считается главным и национальным языком страны. Все же, несмотря на главный статус и поддержку, он не получил такого широкого распространения, как рассчитывали идеологи Гэльской лиги. На сегодняшний день число тех, кто относит себя к носителям языка, составляет примерно 1,7 миллиона человек. Но это те люди, которые лишь заявляют о владении языком в какой-либо степени (начиная от продвинутых «спикеров», кончая теми, кто с трудом связывает пару предложений). На деле же число тех, кто использует гэлик повседневно, не превышает 80 тысяч человек! Если сложить с теми, кто разговаривает на нем хотя бы еженедельно, получится ничуть не более впечатляющая цифра – около 180 тысяч. Справедливости ради стоит отметить, что число говорящих на гэлике в повседневности понемногу увеличивается. Однако ирландские монолингвы (владеющие только ирландским) уже фактически вымерли как вид.

Но вымерли не до конца. Ещё остались удаленные от цивилизации заповедники, где можно найти людей, говорящих только по-ирландски. Это так называемые Гэлтахты – в основном прибрежные районы Ирландии, где люди ведут сельский образ жизни. Их население составляет немногим более 90 тысяч человек. Треть всех тех, кто использует ирландский язык для повседневного общения, приходится на эти сельские районы. Власти поддерживают эти оставшиеся ирландоязычные анклавы. Так, по инициативе правительства все англоязычные вывески на западном побережье страны были заменены на ирландские. В этих районах реки, озера, долины могут обозначаться только на ирландском.

С имперским же наследием ирландцев в виде английского языка все гораздо радужнее. Им владеет абсолютное большинство страны. Язык образования – английский. Ирландский же изучают в качестве иностранного, наравне с французским, немецким, русским и прочими континентальными языками. И хотя гэльский язык относится к обязательным предметам, в отдельных случаях от его изучения вполне могут и освободить. Если ирландский, как и в прошлом, в большей степени ассоциируется с далекой от городов сельской романтикой, то английский – язык деловой и активной жизни. Язык, посредством которого течет жизнь в больших городах, осуществляется связь с заокеанскими родственниками (уж те-то ирландский знают ещё хуже).

Могли ли ирландцы изгнать английский язык с острова и агрессивно навязать для всех и каждого использование гэлика? Конечно, могли. Если бы потомки храбрых кельтов обезумели. Ведь главная причина, почему английский язык не трогают, даже не в том, что это язык международного общения, на котором говорят сотни миллионов человек по всему миру. Не в том, что это официальный язык дипломатии, ООН, международных организаций. Дело здесь не только в выгоде его использования. Ирландцы понимают, что, отказавшись от английского, они потеряют часть себя, станут беднее духовно. Ведь английский не только язык Шекспира, Кэролла, Толкина. Это также язык таких ирландских писателей, как Джойс, Беккет, О’Брайен, которые создавали свои работы на двух языках, не ограничиваясь языковыми предрассудками.

В ПОИСКАХ ЧЕТЫРЕХЛИСТНИКА

По легенде, четырехлистный клевер приносит удачу нашедшему. Это таинственное проявление бытия, трепетное уважение к которому питали даже древние друиды. Считалось также, что заветный цветок укрепляет духовные силы, способствует обогащению, а также предохраняет от сумасшествия.

Ирландцы свой четырехлистник нашли. Именно поэтому они проводят прекрасную языковую политику, отвечающую знаменитому принципу золотой середины. С одной стороны, поддерживают этот симпатичный и дорогой нации реликт в виде ирландского языка. С другой – никому его не навязывают, ни о каких столкновениях на почве использования или неиспользования английского речи не идет. Все прекрасно понимают, что английский – имперское наследие, от которого никуда не деться. С ним нужно жить. Или впасть в безумие.

Ирландцы – нация очень зрелая и разумная. Недаром их история насчитывает уже больше 2-х тысяч лет. Для того чтобы ирландцу чувствовать себя ирландцем, ему необязательно постоянно носить забавный национальный костюм, бить себя в грудь и говорить, что он ирландец. Ему также необязательно общаться принципиально только на ирландском. Даже если он живет в американском Бостоне, по-ирландски не знает ни слова и никогда не надевал на себя килт, от этого он не перестает быть представителем своей нации. Ибо он ирландец по праву рождения. По праву рождения он частичка древней кельтской цивилизации, которая славилась некогда своими таинственными друидами, воинственными кланами и громкими победами. Он знает это. Чувствует это. И не нуждается в постоянном позерстве.