В современном обществе дети, подвергшиеся сексуальному надругательству (в том числе и со стороны собственного родителя), – не редкость. Каждый опасается, что с его ребенком может произойти нечто подобное. И уж тем более, многих интересует, как вовремя заметить, что с ребенком что-то случилось, дабы не опоздать с психологической и медицинской помощью.

[dt_fancy_image style=»3″ border=»5″ lightbox=»false» animation=»fade» align=»center» width=»» media=»» hd_image=»» image=»http://www.allireland.ru/wp-content/uploads/2014/05/detskoe-nasilie.jpg»][/dt_fancy_image]

Для начала давайте определимся с тем, что можно квалифицировать как сексуальное насилие.
Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку:

[dt_list style=»2″ dividers=»false»]
[dt_list_item image=»»]Сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия.[/dt_list_item]
[dt_list_item image=»»]Использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность.[/dt_list_item]
[dt_list_item image=»»]Сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения с взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.[/dt_list_item]
[/dt_list]

Реакции ребенка на совершенное сексуальное насилие могут быть самыми разнообразными.

[dt_highlight color=»gray»]Травматические стрессовые реакции[/dt_highlight]. Состояния страха и тревоги относятся к тем симптомам, которые возникают у этих детей как непосредственные, так и отсроченные реакции на травму. Нарушение сна (беспокойный сон), бессонница, плохой аппетит, психосоматические жалобы, всепоглощающая тревога является отсроченными последствиями надругательства. Эти дети часто распространяют свой страх не только на насильника. Он проявляется в избегании других взрослых и лиц, пользующихся авторитетом. У некоторых жертв могут проявляться посттравматические стрессовые расстройства с типичными симптомами реинтерпретации и переосмысления травматического события, избегания ситуаций, ассоциирующихся с сексуальным оскорблением, сильного возбуждения со сверхбдительностью, появлением ночных кошмаров, болезненной чувствительности.

Кроме того, навязчивые воспоминания, часто с видениями в виде ярких вспышек и повторяющимися ночными кошмарами, касающимися событий, связанных с надругательством, вызывают у них страх перед отходом ко сну.

[dt_highlight color=»gray»]Подозрительность и недоверие[/dt_highlight]. Детям, которые подверглись сексуальному насилию или оскорблению, и тем самым испытали или пережили родительское предательство, очень трудно установить доверительные отношения с взрослыми. Они больше не ожидают от своих родителей поддержки и помощи в реализации себя. Они могут считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы. Причем их подозрительность может распространяться на всех мужчин, а иногда и женщин.

[dt_highlight color=»gray»]Депрессия и суицидальное поведение[/dt_highlight]. У этих детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения. Тяжелая депрессия, сопровождаемая чувством униженности, состоянием чрезвычайной уязвимости и ощущением вторжения в их “интимную” зону. У детей, переживших сексуальное насилие, глубокая депрессия часто сочетается с суицидальным поведением.

[dt_highlight color=»gray»]Гиперсексуальность[/dt_highlight]. У этих детей отмечается высокий уровень (низкий порог) сексуального возбуждения и они охотно получают оргазм. Они не способны отличать нежные и любовные отношения от сексуальных. Поэтому, либо часто возбуждаются лишь от физических прикосновений, либо как защитное поведение демонстрируют психологическую холодность и закрытость. Дети всех возрастов, подвергшиеся сексуальному насилию, сексуально соблазненные сверстниками и взрослыми, часто прибегают к сексуальной самостимуляции – «вынужденной» мастурбации. В подростковом и юношеском возрасте эти дети могут быть склонными к беспорядочным половым связям. Движимые сильной потребностью в любви и комфорте, удовлетворения которой они ищут в сексе, полностью обесценивая при этом самих себя. У них также могут иметь место тенденции к проституированию (тому способствует их соглашательское, уступчивое, пассивное поведение).

[dt_highlight color=»gray»]Избегание сексуальных стимулов[/dt_highlight]. Может отмечаться сильная тревожность и страх по отношению к сексуальным стимулам. И как следствие этого – сексуальная индифферентность. Если домогательство исходило от мужчины, ребенок-жертва может бояться всех мужчин.

[dt_highlight color=»gray»]Нарушение половой идентификации[/dt_highlight]. Патологическое психополовое развитие наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Девочки предпочитают более маскулинное (мужского типа) полоролевое поведение, их отличает конфликт половой идентификации и они более несчастны. У мальчиков отмечаются изменения в мужской половой идентификации, проявляющиеся в компенсаторном гипермаскулинном поведении и гомофобии. Некоторые мальчики демонстрируют женоподобное поведение.

[dt_highlight color=»gray»]Низкая самооценка[/dt_highlight]. Эти дети учатся рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением. Их низкая самооценка со временем маскируется компенсаторной грациозностью и фантазиями всемогущества. Низкая самооценка у жертв сексуальных оскорблений часто основывается на стыде и чувстве вины, ассоциирующемся как клеймо инцеста. Стыд и вина могут появляться и в отношении собственных переживаний, когда в период домогательства у ребенка возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства. Жертвы инцеста могут также испытывать синдром «испорченного товара», при котором ребенок постоянно ощущает себя физически не привлекательным для сексуальных контактов.

[dt_highlight color=»gray»]Импульсивность и поведенческие расстройства[/dt_highlight]. Отличает агрессивность, асоциальность, неконтролируемое поведение. Эти дети могут иметь большой опыт побегов из дома. Поэтому, бродяжничая или присоединяясь к деликатным группам подростков, они часто вовлекаются в злоупотребление алкоголем, наркотиками, занятия проституцией.

[dt_highlight color=»gray»]Потеря интереса к школе[/dt_highlight]. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации, гиперактивности, специфических учебных затруднений.

Итак, при сексуальном насилии или оскорблении ребенок служит средством забавы и утешения родителей, либо других близких взрослых и часто используется в качестве объекта сексуального комфорта и получения сексуального удовольствия.

Как только совершается надругательство и сексуальный барьер переступается, жизнь ребенка необратимо меняется. Он или, что более часто, она может не понимать того, что случилось. Мужской пенис неприятен ребенку и может его испугать. Сперма кажется ему в чем-то сходной с мочой, а само событие может причинить боль и привести к кровотечению. Девочке при этом могли угрожать тем, что, если она кому-либо расскажет о случившемся, ее выгонят из дома, ей переломают ноги, ее мать убьют, а отца посадят в тюрьму.

В результате дети хранят все в строжайшем секрете месяцами и годами. Они ощущают ужас от того, что, рассказав, они нарушают некий негласный семейный обычай секретности. Их сдерживает сильное чувство лояльности к отцу или матери, а также страх пойти против запретов отца и перед угрозами наказания, в случае если кому-либо расскажут о происшедшем. Кроме того, дети желают знать, случилось ли это на самом деле или им все это показалось? Ведь родители ведут себя так, будто ничего не произошло, и ребенок в страхе ждет, повторится ли это снова. Он перестает верить самому себе, своему собственному опыту и рассудку.

В то время, когда над ребенком совершается надругательство, ему велят сдерживать свои эмоции, не плакать, обеспечивая совратителю некоторое ощущение триумфа. Ребенок вынужден молчать и подавлять боль и гнев. Например, желание девочки рассказать о случившемся матери скорее всего встретит недоверие и упреки за «вздор, который она несет». Более того, порой ребенок даже не знает слов, которыми возможно описать происшедшее, поскольку все это находится как бы по ту сторону его повседневного опыта.

Сексуальная травматизация ребенка может начинаться очень рано, между тремя и шестью годами. Гораздо раньше, чем он способен запомнить это. По мере достижения ребенком подросткового возраста возможен переход от прикосновений, несущих оттенок сексуальности, к развернутому оральному, вагинальному или анальному сношению. Ребенок привыкает к повторяющемуся надругательству. Он боится отходить ко сну, может страдать от ночных кошмаров, энуреза, испытывать трудности в школе, иметь поведенческие нарушения. При этом у него преждевременно пробуждается сексуальность. Девочка может стать молчаливой, замкнутой, отстраненной и слезливой, неожиданно отворачивается от родственника, с которым прежде была весела и игрива.

В подростковом возрасте девочка постепенно начинает осознавать свое отличие от большинства сверстников, лишенных столь тягостного опыта. Она стесняется выступать перед классом, показываться в раздевалке после уроков физкультуры и занятий спортом, боясь, что окружающие смогут разглядеть нечто и узнают о том, что же происходит с ней дома.

Для девушек, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, трудно, а иногда просто невыносимо поддерживать разговоров подруг о парнях, первых поцелуях, об ухаживании, о положении невесты и свадьбе. Еще в детстве в результате насилия, она стала изолированной и депрессивной, с крайне бедным образом “Я”, чувствовала себя униженной, злой и в чем-то виноватой.

Девочка старается полностью забыть случившееся до тех пор, пока во взрослой жизни какое-либо событие, такое, например, как рождение ребенка или специальная телепередача, посвященная инцесту, не растревожит ее воспоминаний. Она может испытывать большие трудности, сталкиваясь с разного рода медицинскими осмотрами и обследованиями. И врачи часто не могут понять, в чем, собственно, дело. Вагинальное или ректальное (анальное) обследование вновь возвращает их к тягостным воспоминаниям, а авторитарная фигура врача напоминает им отца-насильника.

С такими детьми очень трудно вступить в контакт, так как они не хотят ворошить свои тягостные воспоминания, сопряженные с невыносимой душевной болью, и боятся вызвать у окружающих неодобрение, отвержение и отвращение.

Во многих случаях стыд и страх не позволяет ребенку рассказать о случившемся взрослому, поэтому крайне важно строить со своим ребенком теплые, доверительные отношения. Если вы заметили у ребенка признаки сексуального насилия, но не знаете, как подступиться с разговором на эту тему к своему чаду, либо ребенок просто замыкается в себе при попытке родителя поговорить с ним, оптимальным решением станет обращение в службу психологической помощи.

[dt_highlight color=»berry»]По материалам книги: И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова
«Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки»[/dt_highlight]